Лев Вершинин

Блеск и нищета Тесного Мира

Вряд ли предполагал швейцарский профессор Клаус Шваб, открывая двадцать два года назад первое заседание Европейского форума менеджеров, что его скромное детище со временем обернется едва ли не всемирным теневым правительством. А уж пару лет назад и вовсе никто не мог вообразить, что всемогущество этого элитарного форума стремительно пойдет на спад…

«Верьте нам, люди!»

Увы, последний, ХХХIII саммит Всемирного экономического форума показал, что глобализация, видевшаяся некогда панацеей от всех бед, преследующих человечество, в глазах большинства стран стала жупелом, дьявольским планом, призванным превратить человечество в рабов западных корпораций.
Основных причин спада влияния ВЭФ на мировую политику и экономику две.
Во-первых, явная пробуксовка планов и схем, разработанных в Давосе - с уменьшением темпов роста мировой экономики растет число государств, резко выступающих либо против глобализации как таковой, либо против того, как ее видят лидеры ведущих стран мира. Во-вторых – выход США в «свободное плавание». В условиях, когда единственная сверхдержава готова действовать, не оглядываясь ни на ООН, ни на НАТО, сама идея существования «всемирного правительства» теряет смысл, и потому лидеры «свободного мира» и «адмиралы бизнеса» проигнорировали встречу, прислав «уполномоченных» типа Колина Пауэлла или Германа Грефа. Из первых лиц явились лишь мексиканец Висенте Фокс и президент Бразилии Инасиу Лула да Силва (этот, кстати, прямо с «анти-Давоса», проходившего в Порту-Алегри под лозунгом «Долой господство денег, долой любые формы империализма»), а также премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад – один из наиболее последовательных критиков идеи глобализации.
Вопреки официальному лозунгу форума – «Создание доверия», никакого доверия не наблюдалось. В первую очередь по «иракскому вопросу», ставшему подлинным камнем преткновения (слишком уж велики опасения европейцев, что США не столько жаждут обуздать Саддама, сколько пытаются взять под контроль нефтяные поля Месопотамии, вытеснить оттуда конкурентов), да и по проблемам собственно глобализации.
Казалось бы – что плохого в создании единых, «всемирных» правил игры и условий для свободного перемещения капиталов, товаров и людей по всей планете, в борьбе с бедностью в мировом масштабе и в демократизации тех регионов, где права человека подавляются? Ровным счетом ничего, скорее – наоборот. А Третий мир, тем не менее, упорно отказывает в доверии экономической и политической элите развитых стран Запада. Отказывает, несмотря на то, что именно Запад дал толчок к объединению шарика, избороздив его из края в край торными политическими, финансовыми и информационными тропами.
В чем же дело?!

«Караул, обокрали!»

Разнообразные – от благообразных реформаторов до кровожадных ночных бандитов - деятели, именующие себя «антиглобалистами», отвечают на этот вопрос с прямотой г-на Шарикова: нечестно-де, когда один в десяти комнатах живет, а другой себе по помойкам пропитание добывает. Наиболее умные из них, предваряя резонный вопрос: «А вы работать не пробовали?!», выдвигают неубиенный аргумент о патологической жадности богатых вообще и капиталистов в частности, и говорить с ними далее о неизбежности здоровой экспансии капитала, прогресса, передовых идей бессмысленно. Их требование таково: немедленно отдайте нам, сирым, все, что имеете, и не вздумайте требовать чего-то взамен, не то хуже будет.
Помимо отличного повода для вечных молодежных «протестов», эта позиция дает возможность людям постарше играть акцентами и формулировками, доходя подчас до прямого постмодерна, как, к примеру, один из «мессий» современного антиглобализма, знаменитый команданте Маркос, лидер «сапатистов», бойко, но не очень кроваво партизанящих в мексиканском штате Чьяпас. Однако, отбросив всю чушь, которую проповедует ушедший в сельву интеллектуал, колоритный мачо в черной маске, автор изящных эссе в стиле зрелого Кортасара, кумир суровых индейцев и утонченных европейских леваков, следует признать: причины «хождения в народ» разночинцев Третьего мира очевидны. Включение стран Азии, Африки, Латинской Америки в единую экономическую систему с США и Канадой, дав мощный старт экономике, привели в то же время к ужасным последствиям для неграмотных, не умеющих, а главное - не желающим приспосабливаться к новым условиям аборигенов. Месторождения нефти и газа, земельные участки, лесные массивы скупались спекулянтами (далеко не всегда иноземными) и перепродавались национальным и иностранным компаниям. Так что вспышка мятежей на всем пространстве от Филиппин до Мексики произошла как раз потому, что социальные и экономические методики, отлично работающие в Техасе или Баварии, там спровоцировали масштабные катастрофы. И не могли не спровоцировать: дыня в тундре не растет.
В сущности, повторяются давно пройденные уроки: кто бы что ни говорил, неразвитые народы не способны сразу и в полном составе «впрыгнуть» в поезд прогресса, при этом еще и сохранив милые сердцу обычаи первобытнообщинного строя, а потому и стремятся подогнать новые условия под свои представления о счастье. К тому же формула «единого мира» грешит изрядным лукавством: в эпоху всеобщего доступа к информации рабочие Третьего мира просто не желают работать «как на Западе», не имея ни «западной» зарплаты, ни «западных» социальных гарантий, ни иных прямых и немедленных выгод. И проблема вовсе не в «злых империалистах», хотя, конечно, модель глобальной экономики выгодна главным образом странам, входящим в элитный клуб. Просто Робинзон есть Робинзон, а Пятница, даже повязав модный галстук, остается Пятницей, нуждающимся в опеке, наставлении и контроле, и, как ни печально, на всех Пятниц никогда не хватит модных галстуков.
Нет света без тени. Глобализация процветания неизбежно влечет за собою и глобализацию нищеты. Хотя лидеры буйных нищих, как правило, достаточно зажиточны. Но своим вождям «массы» готовы прощать все – хотя бы за такие родные насечки на мужественных лицах, а вот доверять чужим не позволяет вековая мораль рода, племени, клана. Чужой – всегда враг, и если у чужого больше еды и красивых вещей, это неправильно и нечестно; все это необходимо отнять и поделить поровну, разумеется, с помощью духов предков.
В этих условиях Давосу трудно ждать от Третьего мира понимания. Правда, иные антиглобалисты из так называемых «национальных элит», вроде утонченного бразильского экономиста Одеда Гражева, стремятся играть «и вашим, и нашим», заявляя, что, «глобализация может быть разной, можно глобализировать нищету, бедность, голод, а можно – права человека, культуру, социальную справедливость» (то есть, мол, все это замечательно, но поймите же и нас - вы далеко, а наши соплеменники тут, под боком; чуть что, первыми под «раздачу» попадем именно мы). Это так называемый «цивилизованный антиглобализм», признающий необходимость сближения стран и народов, но протестующий против слишком активного навязывания им готовых схем, не отказываясь при этом от «помощи» и обещая со временем влиться в ряды. В принципе, в этом есть резон: воспитание «трудных» подростков требует времени. Тут тоже много лукавства, но на этом языке можно, по крайней мере, хоть как-то общаться и договариваться.

«У самих револьверы найдутся»

Но есть и такие, с кем говорить бесполезно. Не так давно «революционные» антиглобалисты из Сьерра-Леоне позабавили мир, заявив, что собираются отправиться в Афганистан, «биться с американцами». Вряд ли безграмотные людоеды знают, где находится Афганистан, а их лидер, колдун Фоде Санко - кто угодно, только не исламский экстремист. Но как бы там ни было, ныне по всей планете – в джунглях буддийских Мьянмы и Таиланда, в эфиопских саваннах, в поголовно христианских деревушках Перу мальчиков называют Усамами и Саддамами - в честь тех, кто посмел бросить вызов иудейско-христианской цивилизации. Не важно, что представления об этой цивилизации у полудиких кочевников, охотников и собирателей весьма приблизительные – для них она абстрактный символ вселенского зла.
Вновь, как и в прошлом веке, нашелся общий враг у марксистов, исламских радикалов и националистов всех мастей, ненавидящих друг друга, но объединенных еще более лютой ненавистью к принципам демократии и свободы личности. Однако если раньше случаи прямого сотрудничества были все же эпизодическими, то сегодня можно говорить о наличии безымянной, координируемой из нескольких центров системы, объединившей «идейных» убийц, оппозиционных мировому порядку. Уже сейчас серьезные аналитики полагают, что лет через пять-десять «новым Ближним Востоком» станут Южная и Юго-Восточная Азия и Африка, где «красно-зеленый» альянс давно налился плотью и, скажем, партизаны непальской компартии не только получают оружие от моджахедов Кашмира, но и тренируются в их лагерях, а боевики «марксистско-ленинской компартии Индии» и «фронты национального освобождения» народностей индийского северо-востока – мизо, нага, бодо – после краткого перерыва, связанного с прекращением финансовой помощи из Китая, вновь начали боевые действия, теперь уже на деньги «благотворительных» исламских организаций.
Та же картина наблюдается на Филиппинах, в Мьянме, Таиланде, Малайзии. Не имея особого влияния на большинство населения, исламисты делают все, чтобы возродить там очаги марксистских и национал-сепаратистских мятежей. А над всей Юго-Восточной Азией витает призрак исламской революции в Индонезии: самая большая в мире исламская страна балансирует на грани социального взрыва, и если его детонатором станут ваххабиты, то моджахеды, воюющие по соседству, получат такую поддержку, что туго придется не только правительствам этих стран, но и «цивилизованному миру».
Невидимая граница между исламским и неисламским мирами превращается в линию фронта и в Африке. Льется кровь в Эритрее, Эфиопии, Уганде, Судане, балансирует на грани гражданской войны гигантская Нигерия, в русло «исламской революции» постепенно перетекает мятеж в республике Кот-д'Ивуар, год от года усиливается влияние Ливии, поддерживающей партизанщину в Конго, Сьерра-Леоне, Сенегале и уже поставившей своих прямых агентов во главе Либерии и Центрально-Африканской Республики. Ливийцы постепенно укореняются и в континентальной экономике: алмазные копи, золотые рудники, нефтяные поля ЦАР, Либерии, Сьерра-Леоне, Зимбабве и Судана переходят под контроль Каддафи, поклонника «исламского марксизма», привечавшего всевозможных «борцов» еще в те дни, когда ни о Давосе, ни о глобализме никто слыхом не слыхивал.
Если Ливии удастся-таки организовать «красно-зеленый Интернационал» в масштабах всего континента, будущее Африки трагично. Политкорректное «мировое сообщество» вряд ли посмеет активно вмешаться, а превращение экваториальной Африки – от Сенегала до Африканского Рога – в одно сплошное Сомали, где будут властвовать полевые командиры и свирепствовать племенные и партийные ополчения, приведет не только к тотальному разрушению континента и небывалой гуманитарной катастрофе, но и к образованию сотен, если не тысяч баз подготовки боевиков для атаки на «зажравшихся белых».
Можно ли предотвратить сплочение радикальных движений в некую «право-левую» супер-«Аль-Каеду» мирового масштаба, оказывая экономическую и социальную помощь «проблемным» регионам? Скорее всего, нет. Процесс уже необратим. «Золотой миллиард» потому и остается «золотым», что не раздает пряники поровну, без учета реального вклада в общий труд. И пока это так, поток добровольцев в партизаны и шахиды не оскудеет, а под каким знаменем бороться с «империализмом» – красным или зеленым, – тем, кто, не имея чего терять, идет убивать и умирать, по большому счету все равно - не только в Африке, но и в Азии, Латинской Америке, а с некоторых пор (учитывая фактор Чечни, Крыма и Косова) и в Европе.

Крокодил в разрезе

Глобализация, конечно, не «интрига всемирного правительства», а прямое и неизбежное следствие серии научно-технических революций и социально-политических потрясений ХХ века, действительно общемировой процесс, охватывающий все сферы жизни и всех представителей человечества, даже тех, кто об этом не догадывается (а таких, вы будете смеяться, таки большинство). И каждый использует его как заблагорассудится, но обратите внимание: даже самые ярые ревнители национальной «особости» - о, ирония истории! - объединяют усилия для (курсив!!!) глобальных протестов, и террористам, чтобы уничтожить не ими построенные небоскребы, никак не обойтись без иммиграционного законодательства, Интернета, самолетов и других атрибутов ненавистного «глобализма».
Давос сделал свое дело. Мировую политику вершат шантаж и подаяния. «Манифест Коммунистической партии» реализован до последней запятой. Маркс был бы доволен: мировые запасы политкорректности безраздельно принадлежат угнетенным массам..
В новых условиях всем приверженцам демократических ценностей, включая и вашего покорного слугу, хочешь – не хочешь, придется ограничить себя в неуемных проявлениях либерализма. Можно продолжать любить животных, но совершенно необязательно впускать голодного крокодила в дом на том лишь основании, что он, бедненький, хочет кушать, а на Ниле-де свирепствует глобализация.
Если демократия намерена выжить, ей придется чем-то поступиться. Хотя бы мифом о всеобщем равенстве.

Опубликовано в газете "Вести"



< < К списку статей < <                       > > К следующей статье > >


Jewish TOP 20
  
Hosted by uCoz