Лев Вершинин
Курс на льдину
|
«Корысть говорит на всех языках и играет любые роли, в том числе и роль бескорыстия.»
| |
Франсуа Ларошфуко
|
|
«Справедливо кто-то сказал про самоубийц: пока они не исполнят своего намерения – никто им не верит;
а исполнят – никто о них не пожалеет.»
| |
Иван Тургенев
|
Предел, как известно, есть всему. Кроме подлости. Поэтому нельзя сказать, что меня так уж удивил трансконтинентальный хор плакальщиков, голосящий по «известному детскому врачу», слава Богу, отправившемуся к гуриям вслед за «стариком в инвалидной коляске». Но даже в этом монолитном вое ухитрился выделиться фальцет Йоси Бейлина, социал-демократа и - формально – гражданина Израиля, полагающего, что нельзя было уничтожать Рантиси «вне зависимости от его деяний». Это, мол, во-первых, недемократично (очевидно, демократия по Бейлину заключается в непротивлении злу), а во-вторых, теперь «палестинцы будут мстить и начнутся теракты» (словно доселе под нашими оливами царили мир, нега и благорастворение воздусей). С Йоси, впрочем, взятки гладки, он что думает, то и говорит. А вот товарищ Перес, персона куда более изощренная, высказался изящнее. «Тот, кто проливает кровь, не имеет права говорить о мире», поведал он, оставив слушателей в тягостном недоумении: кого, собственно, имеет в виду лидер Аводы - своих «партнеров» по известному бизнесу или все-таки противного Шарона.
Думается, вероятнее все же второе. По большому-то счету, как бы кто ни уверял, что-де «народное сопротивление», как и абстрактное человеколюбие, сугубо бескорыстны, оба усопших хамасовца числились с нобелевским лауреатом в одной платежной ведомости. Ибо ничего в этом мире не делается за так. Все ищут свою выгоду, только для кого-то она состоит в том, чтобы карьеру сделать, а кому-то нужно попросту выжить. За бесплатно же только айсберги по морю блуждают. Да и то сомнительно. Во всяком случае, доныне неизвестно, в какую сумму влетела заказчикам ледяная глыба, которая ровно 102 года и одну неделю тому назад прервала первое и последнее путешествие знаменитого «Титаника».
Ночное приключение
Пусть это покажется кощунством, но гибель полутора тысяч человек в ледяных водах Северной Атлантики выглядит, если можно так выразиться, самой элегантной трагедией в истории видавшего всякие виды человечества. Недаром же выстраивались длинные, затейливо извивающиеся «хвосты» у кинотеатров, где демонстрировался оскароносный фильм Кэмерона. А задолго до него, 20 апреля 1912 года, по свежим следам случившегося, Лоренс Бисли, молодой преподаватель из Кембриджа, один из очевидцев, опубликовал в «Таймс» статью, каждая строка которой звенит медью.
«Выделяясь на ясном звездном небе, «Титаник» издали казался громадным, иллюминаторы и окна в салонах блестели ярким светом, нельзя было и думать, что было что-то неладное с таким левиафаном, если бы не было заметного наклона на нос… Около 2 часов мы заметили, что наклон быстро увеличивался, мостик целиком погрузился под воду. Пароход медленно поднимался кормой вертикально вверх, причем внезапно свет в салонах исчез, затем вдруг опять блеснул и исчез совсем. Послышался грохот, который можно было бы слышать за мили – это котлы и механизмы сорвались со своих мест, издав самый роковой звук, когда-либо слышимый среди океана. Но это не был еще конец. К нашему удивлению, корабль остался стоящим вертикально в течение продолжительного времени. Не менее пять минут «Титаник», подобно башне высотою около 150 футов, стоял вертикально над уровнем моря, выделяясь черным на ясном небе…
Музыканты, надев поверх пальто спасательные жилеты, продолжали играть регтайм. В 2 часа 10 минут м-р Хартли постучал смычком по своей скрипке, и на наклонной палубе в холодном ночном воздухе зазвучала мелодия «Ближе к тебе, о Господи!». С трудом держась на ногах, музыканты закончили гимн и заиграли другой. Но им не удалось сыграть его до конца…
Когда последняя шлюпка была спущена на воду, капитан Смит зашел в радиорубку, где радисты Филиппс и Брайд все еще вели переговоры с судами, спешившими к месту катастрофы, и разрешил им покинуть судно…».
Выжить удалось лишь одному из героев-радистов, благодаря которым 700 пассажиров все-таки спаслись. Второй погиб. Он сумел ухватиться за борт шлюпки, но его обложили матом и ударили веслом. Позже вопрос о полупустых шлюпках и утопленных людях стал предметом отдельного разбирательства. Среди ответчиков был и миллионер Космо-Дафф Гордон. В его шлюпке вместо 40 мест, занято было всего 12, а свидетели подтвердили: Гордон, опасаясь, что гибнущие потопят шлюпку, пообещал гребцам по пять фунтов (деньги по тем временам немалые) за то, чтобы они немедленно отплыли подальше. Защитники, правда, уверяли: деньги были обещаны «за помощь в спасении». Но по мнению истцов, с которым согласился и суд, обещание, данное в столь драматический момент, не являлось ничем иным, как подкупом.
Как ни странно, покусала Фемида и Артура Рострона, капитана «Карпатии», по первому сигналу бедствия направившего свое маленькое, забитое пассажирами до отказа суденышко в страшный район скопления айсбергов, а чтобы «подстегнуть» неказистый тихоход, приказавшего перевести к котлам все дополнительные ресурсы пара, горячей воды и электричества. И тем самым обеспечил себе пожизненную благодарность спасенных, но при этом подверг опасности собственных пассажиров – позже они (правда, безуспешно) пытались отсудить компенсацию за риск у владельца «Карпатии» и капитана. А еще Рострона обвиняли в неуважении к президенту США: дескать, занятый невесть чем, он нагло проигнорировал радиограмму из Белого дома с вопросом из серии «Ну что, как там у вас?»…
Однако все это было позже. Бранились и суетились живые. А мертвым было уже все равно; температура морской воды была ниже точки замерзания пресной (-2° по Цельсию), и люди, обледенев, уходили на дно, как герой Ди Каприо. Зато чудесное спасение Розы, увы, красивый вымысел. Из полутора тысяч бедняг, не попавших в шлюпки, спасены с воды были всего 13. Из них четверо – знаменитой «№ 14». Ею командовал штурман Лоу, один из спасенных, и она была единственной из шлюпок «Титаника», вернувшейся к месту затопления. Правда, приступ великодушия настиг морского волка Лоу лишь час спустя, когда крики о помощи давно прекратились.
Концы в воду
Впрочем, мрачное изящество ночной гекатомбы – далеко не единственный огонек, вот уже почти век манящий двуногих мотыльков. Есть еще и аромат некоей мрачной тайны, заставляющей людей жадно листать очередные книги и десятки раз пересматривать видеоленты. Увы, при том, что в архивах «хранятся вечно» почти две тонны документов (протоколы следствия и судебных слушаний, отчеты сыщиков страховой компании, мемуары очевидцев), толку мало. Это почти криминальное чтиво, как, впрочем, и документальные кадры Джеймса Кэмерона, позволившие миллионам зрителей увидеть лежащий на океанском дне корабль, не помогли хотя бы на шаг приблизиться к окончательной разгадке. Втуне пропали и усилия водолазов, буквально по сантиметру излазивших все доступные части судна: роковая 90-метровая трещина, по основной версии, возникшая в корпусе после удара, так по сей день и не найдена. Полагается считать, что она скрыта песком и водорослями. Если, конечно, существует вообще.
А на этот счет имеются сомнения. Дело в том, что «корабль будущего», как его именовали при жизни, был защищен от любых случайностей. Конструкторы предусмотрели все: даже после столкновения с другим кораблем или тем же айсбергом «Титаник» обязан был держаться на плаву минимум трое суток после катастрофы. И это подтверждается последними исследованиями: уже известно, что обшивка корабля осталась в целости и сохранности, а металл практически не затронула коррозия. Именно поэтому капитан Смит, узнав об инциденте, не очень обеспокоился, а просто дал приказ инженерам проверить надежность заслонок, предназначенных хранить в устойчивости центр тяжести судна. Но как ни странно, именно эти, по определению не могущие лопнуть заслонки лопнули одновременно, сделав гибель «Титаника» неизбежной, и лайнер ушел на трехкилометровую глубину всего лишь через три часа.
Есть еще один нюанс. Как известно, у судоходной компании «Уайт стар лайн» были еще два чудо-судна. Судьбы их сложились по-разному. «Британик», близнец «Титаника», повторил его судьбу, затонув на рассвете 21 ноября 1916 года у острова Кея в Эгейском море. Считается, что причиной его гибели был взрыв; судно, переоборудованное под плавучий госпиталь, якобы перевозило оружие, и было потоплено находившимися на борту немецкими шпионами (интересно, что хотя корабль ушел на дно менее чем за час, погибли лишь 30 из тысячи пассажиров). А вот «первенец» серии, «Олимпик», несмотря на гораздо более скромные (в сравнении с «Титаником» и «Британиком») защитные характеристики, оказался настоящим долгожителем. Более того, воистину непотопляемым. В мае 1918-го, атакованный немецкой субмариной, он осуществил совершенно невероятный для пассажирского судна маневр: пошел на таран и потопил ее!
Этот удивительный факт заставил ученых вернуться к давно отвергнутой версии сыщиков страховой компании, полагавших, что вместо «Титаника» затонул «Олимпик». Вернее, был затоплен сознательно. Доводы детективов таковы: за какое-то время до спуска на воду «Титаника» его старший брат столкнулся с крейсером «Ястреб» и пострадал так, что гибель его владельцам была выгоднее ремонта. То есть «Уайт стар лайн» якобы сознательно подменила корабли – под «Титаник», официально считавшийся непотопляемым, загримировали несчастный «Олимпик», заменив логотипы везде, вплоть до паровых котлов. После чего провели широкую рекламную кампанию, привлекли множество пассажиров… и затопили. А затем, получив гигантскую страховку, выпустили в жизнь новенький «Титаник» - под именем «Олимпика».
Нетрадиционно, не спорю. Но и вариант «айсберга-убийцы» с некоторых пор дал течь. То есть, глыба льда, конечно, была. Однако, по мнению экспертов, слишком много вероятностей должно было совпасть, чтобы она вспорола махину от носа до кормы. Во всяком случае, с «Титаником» такое случиться вряд ли могло. А вот с «Олимпиком» - вполне. Но еще вероятнее, что судно было, как и «Британик», взорвано, причем именно по линии «заслонок равновесия». Не зря же на суде выжившие настаивали, что слышали нечто вроде взрыва. Правда, их показания не были приняты во внимание, ибо подтвердить свои показания они – пассажиры первого класса - ничем не могли, а пассажиры класса третьего, которые могли бы рассказать о взрыве более четко, практически все погибли: их заперли в отсеке. Якобы во избежание паники. А, может, и не только: если преступление действительно случилось, лишние свидетели были ни к чему.
Принципы по прейскуранту
Долгое время эта версия считалась бредом. Она была настолько грязна, что и современники, и потомки (кроме разве что страховщиков, согласных на все, чтобы не выплачивать миллионные компенсации) отметали её с порога, предпочитая любые иные идеи – вплоть до предположения о «пробуждении» мумии египетского фараона, тайно перевозимой на борту. «Этого не было, потому что быть не могло», - согласилось общество.
А зря. Человек, увы, чересчур многогранен. Слишком широк, как говорил Достоевский. Просто, хотя все тайное когда-нибудь и становится явным, происходит это, как правило, лишь тогда, когда заинтересованным лицам бояться уже нечего. А выносить сор из избы постфактум – дело неблагодарное. И только потому многие блестящие репутации никогда уже не теряют блеска. Бывают, однако, и форс-мажоры. Вот, скажем, вошли американцы в Ирак, поменяли власть, заглянули в секретные сейфы – и стало миру известны такие вещи, на фоне которых, по идее, должны бы померкнуть все разборки по поводу ненайденного ОМП.
Оказывается, 100-миллиардная программа «Нефть в обмен на продовольствие», самый крупный гуманитарный проект в истории ООН, задуманный как способ облегчить гражданам Ирака жизнь в режиме санкций, была насквозь пронизана личными гешефтами. И дело даже не в том, что поставщики (кто бы мог подумать?) платили Саддаму 10% от прибыли. Бизнес, в конце концов, есть бизнес. Но, как стало ясно по ходу дела, кроме багдадских воров, руки на программе грели еще и чиновники ООН. Кое-что - скажем, суммы, предназначенные на лекарства и продукты курдам, - просто крали (естественно, делясь с дядями из Багдада по понятиям). Кое-что получали в виде взяток, заключая контракты с «нужными» фирмами. Кое-что «экономили» на поставках, сплавляя лежалый товар по цене первосортного. Но самое главное, истово, не за страх, а за совесть «крышевали» кормильца. И вместе с ним - себя, поскольку в багдадских архивах «на всякий случай» хранились документы, способные разрушить не одну блестящую карьеру.
Теперь, спасибо нахальным янки, выясняется много интересного. И о мелких клерках. И об акулах типа директора программы «Нефть в обмен…» Бенона Севана. И даже о непогрешимом Кофи. Лично он, правда, ручонок не марал. Не тот уровень. Зато компания «Котекна», выигравшая у гораздо более серьезных фирм конкурс на право поставлять нефть из Ирака, примечательна тем, что именно там трудится на скромном посту менеджера некто Койо Аннан - сынишка.
Сам папа Кофи сперва величаво отмалчивался. А когда скандал вышел из-под контроля, а дело дошло до создания специальной следственной комиссии, приславшей повестки аж трем тысячам аферистов, делать вид, что ничего не произошло, стало неловко. И вождь объединенных наций сообщил въедливой прессе, что это случайное совпадение и вообще он к этому не имеет никакого отношения. Судя по тону, за свое личное будущее глашатай третьего мира спокоен: сколько бы «стрелочников» ни легло на амбразуру (чисто по Жванецкому: «один-два крупных, три-четыре мелких»), высокие покровители не дадут в обиду своего дрессированного нобелевского лауреата.
Хотя, с другой стороны, могут и дать. У них ведь нынче своих забот полон рот. Шапка пылает вовсю; не вывезенные вовремя из Багдада документы указывают, что круг добрых друзей диктатора был широк до чрезвычайности: только в сильно урезанном списке, переданном прессе, значатся сотни организаций и частных лиц из десятков стран мира. Арабские президенты, азиатские министры, европейские парламентарии, не говоря уж о всевозможных социалистах, коммунистах и «зеленых». А кроме того, еще и масса компаний, тесно связанных с политиками всех уровней. И даже Русская православная церковь. В общем, насчет купить-продать багдадский мясник соображал неплохо. Заводные куклы, приобретенные им в обмен на нефть, по сей день работают с полной отдачей…
Билет в никуда
Саддама, слава Богу, выдавили, как прыщ. Но легче не стало. Потому что до архивов других, более осторожных раисов заокеанские инспекторы пока еще не добрались. А не пойман, известное дело, не вор. И остается только гадать, куда уже успели дотянуться метастазы пахнущего нефтью всемирного гешефта, имея в виду, что сотни минаретов, стремглав растущих в Европе, всего лишь надводная часть айсберга. Все прочее глаз улавливает с трудом. Например, контрольные пакеты акций ведущих СМИ, скупленные через подставных лиц шейхами. И солидный кус нью-йоркской недвижимости, принадлежащей ХАМАСу. И щедро финансируемые «марши мира» от Лондона до Афин. Или до Киева, где, как стало недавно известно, манифестации против правительства, не желающего выводить войска из Ирака, уже вполне неприкрыто финансируются «арабскими друзьями». И если уж сам Папа Римский, не особо волновавшийся по поводу заживо сгоревших еврейских детей, называет ликвидацию фанатика Рантиси «негуманным, достойным сожаления актом», значит, это кому-то нужно. Нет, конечно, лично понтифик уже в таком состоянии, что вряд ли способен к активной коррупции. Но у него есть кардиналы, через которых почтенный старец, собственно, и получает информацию о происках «израильской военщины». А кардиналы - они тоже живые люди, со своими живыми интересами и святой верой в то, что уж на их-то веку мечеть в Ватикане не появится.
Поневоле всплывает в памяти бородатый анекдот о корабле, на который приглашаются все евреи. «Он что, безразмерный?» - спрашивает один из наблюдателей, созерцая нескончаемый поток идущих по трапу. «Нет, бездонный», - отвечает информированный собеседник, озвучивая потаенную мечту прогрессивного человечества: увидеть Израиль, вспоротый от носа до кормы арабским айсбергом, а в случае излишней устойчивости добитый «исламской» бомбой. Вот только зря «цивилизованный мир» обольщается. На всепланетном «Титанике» израильтяне такие же пассажиры, как и все прочие. Разве что третьего класса. Но вовсе не факт, что господ из первого пригласят в шлюпки. Будь они хоть «борцы за мир», хоть нобелевские лауреаты.
Опубликовано в газете "Вести"
< < К
списку статей
< < Обсуждение > >
К следующей статье > >
|