Лев Вершинин
Утро псового лая
|
«Высокое Синее Небо будет вам сводом шатра,
Твердая Черная Земля будет вам кошмой,
и лишь Последнее Море станет границей вашего кочевья…»
| |
Тэмуджин Чингис хан из рода Борджигийн
|
Шестидесятилетний юбилей изгнания крымских татар с родных мест был отмечен в Украине торжественно и скорбно. Звучали речи. Оглашали послание президента. Не пряча слез, плакали немногие аксакалы, сумевшие обмануть судьбу и дожить до возвращения. Признанный лидер меджлиса крымско-татарского народа, знаменитый диссидент Мустафа Джемилев, близкий друг академика Сахарова, заверял притихшую толпу соплеменников в том, что подобное никогда, никогда, никогда не повторится. На фоне этой святой и светлой скорби о давно минувшем как-то не хотели вспоминаться события совсем недавние. Словно и не было ничего. Однако – было. И кряжистые БТРы на фоне крепостных стен, и спецназ в доспехах, и крики, и выстрелы в воздух, и хрустящее под ногами витринное стекло. Как ни отворачивайся, сколько ни закрывай глаза, факты беспощадны: земной рай в предгорьях южного берега Крыма, дивной красоты скалы Коктебеля, холмы волошинской Киммерии, царские бухты Нового Света сочатся кровью.
Тавриду штормит.
После Орды
«Къырымлы», как они сами себя называют, издревле делятся на семь «крыльев». Шесть «ногайских» (они же «мангыт»), потомки ордынцев, заселивших степные районы Крыма лет 600-700 назад, близкие родичи современных казахов. Седьмое «крыло», таты, жившие в горах и предгорьях – народ особый, наследник давно канувших в Лету тавров, скифов, греков, готов, генуэзцев и алан, славился некогда искусством виноградарства, садоводства и рыбной ловли, а степняки-ногайцы, пастухи и воины, - потомки тех самых ордынцев, что полтысячелетия тиранили набегами южные окраины Польши. Впрочем, как ни странно, грозное и знаменитое Крымское ханство практически никогда не было независимым. Разве что первые лет двадцать, до 1476 года, когда Менгли-хану, второму из династии Гиреев, пришлось признать себя вассалом Оттоманской Порты. Зависимость, правда, была не слишком обременительной: дорожа 100-тысячной ногайской конницей, султаны Гиреев холили и лелеяли; они считались даже первыми кандидатами на константинопольский трон в том случае, если бы род Османов иссяк. Позже, когда застой, поразив мир ислама, вычеркнул Турцию из списка великих держав, ханство в 1783 году вошло в состав России, династию Гиреев уволили за ненадобностью, а колесо истории начало наверстывать обороты. В течение XIX века множество мусульман бежало в Турцию, масса христиан, греков и армян выселилась в крупные имперские города, на смену им из глубин России двинулись толпы бывших крепостных, мечтавших о лучшей жизни, и к началу ХХ столетия къырымлы стали на полуострове меньшинством, хотя и значительным. Притеснять их никто не притеснял, однако по мере появления собственной буржуазии (в основном из татов) смутные мечты о восстановлении былого величия крепли. Татарские разночинцы, очарованные идеей пантюркизма - «Великий Туран от Адриатики до Алтая!» - объединились в партию Милли Фирка, установили тесный контакт со стамбульскими младотурками и пролили немало крови в годы гражданской войны. А затем затаились – аж до 1941 года, когда в Крыму появились гитлеровские танки.
В 1944 году, после отступления немцев, Крымская АССР была упразднена. Къырымлы поголовно выселены за коллаборационизм с формулировкой «навечно». И это, конечно, ужасно, поскольку под знамена со свастикой встали далеко не все. Невозможно, например, назвать упрекнуть в предательстве знаменитого «сталинского сокола» Аметхана Султана. Однако же правда и то, что в «национальные части», сформированные по приказу Гиммлера, вступили около 30 тысяч добровольцев – 13% всех тогдашних татар. То есть каждый третий мужчина. Или двое из трех, если не брать в расчет стариков и детей. Так что в процентном Крым дал фюреру больше штыков и сабель, чем даже Франция, Бельгия и Нидерланды. А если учесть, что женщины не могли не разделять взгляды глав семейств, то и вовсе выходит, что разговоры о «поголовной вине» не так уж далеки от действительности.
Как бы то ни было, позже, когда депортации признали перегибом и домой вернулись даже чеченцы, чья особая любовь к России была общеизвестна, запрет на возвращение къырымлы в том или ином виде сохранялся. Лишь с середины 80-х самые смелые и упрямые начали самовольно приезжать в отеческие земли, но мало кому удавалось там закрепиться.
Земля и воля
Все изменилось в начале 1990-х. Совершенно нечаянно заполучив суверенитет и более всего опасаясь российского влияния, на тот момент и вправду довольно серьезного, руководство самостийной Украины весной 1992-го договорилось с лидерами меджлиса о «восстановлении исторической справедливости» – в обмен на поддержку. Тоненький ручеек мигрантов превратился в поток. Всего за три года численность татар на полуострове возросла вдесятеро, и российская «пятая колонна» получила серьезную головную боль.
Однако политика политикой, а жизнь жизнью. Долгожданное обретение никогда не виденной родины предков, в мечтах представлявшейся раем земным, оказалось праздником со слезами на глазах. Поцеловав крымскую землю и оглянувшись по сторонам, потомки депортированных осознали, что в Крыму их никто не ждал. Ни с распростертыми объятиями, ни вообще. Из высших государственных соображений подписывая договор, власти новорожденной державы не учли досадной малости: благодатный край не был пустыней; совсем наоборот, область была плотно заселена, и новые жильцы (вернее, их внуки) вовсе не горели желанием потесниться. Даже ради «восстановления исторической справедливости». Так что землю «возвращенцам» (в подавляющем большинстве, садоводам и виноградарям) выделили «какая была». В степном Крыму, где пасти овец давно уже не рентабельно, а насчет разводить сады или, тем паче, обустраивать виноградники даже мечтать не приходится.
В общем, в очередной раз получилось, как всегда. Вот только къырымлы, сплоченные, организованные, видавшие всякие виды вовсе не собирались мириться с ролью униженных и оскорбленных. С первых же месяцев начались самовольные захваты земли, принадлежащей колхозам, совхозам и частным фермерам. Владельцев, пытавшихся мешать, нещадно били, а ответом на вмешательство милиции становились митинги и пикеты такого масштаба, что напуганные люди в форме предпочитали ретироваться, не предъявляя обвинений и ничего не требуя. Самострои на чужой земле и её фактическое присвоение явочным порядком перестали быть уголовно наказуемыми деяниями. Татары больше не требуют землю, они берут ее силой по всему побережью, от Евпатории до Феодосии, все более и более нагло. Это уже не беспорядки, а нашествие. Захват жизненного пространства для утверждающего себя этноса. Всеми средствами, вплоть до ножа под ребро. А когда власти задерживают убийц, отряды боевиков в зеленых повязках врываются в поселки и берут штурмом райотделы милиции.
Что касается лидеров меджлиса, то они давно уже не стремятся никого обуздать. Напротив, умело режиссируют шоу, по мере надобности то нагнетая, то сглаживая, и шантажируя власти автономии заявлениями типа «если решения не будет как можно скорее, то сами знаете, какими могут быть действия крымских татар». Зато в редких случаях, когда их «аскари» наталкиваются на сколько-то серьезный отпор, немедленно начиная взывать к «международной общественности» и «правам человека». Например, в минувшем марте при попытке заснять неприглядные детали захвата земли были зверски избиты несколько журналистов. Возникла угроза «страдальческому» имиджу. И сам Мустафа Джемилев, обычно парящий над грешной твердью, на зависть Арафату вещал о «грязных провокациях» и операторе, который «сам сломал себе позвоночник и разбил голову». А даже если не сам, то все равно «по указке провокаторов».
Политический подход
Сознают ли власти, что происходит? Скорее всего, да. Но вот что делать, явно не могут сообразить. И к тому же боятся. В конце концов, чиновники, что при галстуках, что в погонах, всего лишь люди, и у всех есть дети. А потому, по официальной версии, ни о каком национальном, тем более религиозном конфликте не может быть и речи. Есть только «некоторые социально-экономические сложности». Когда же правительство автономии, долгое время пытавшееся играть меджлисом в «конструктивный диалог», почуяло, наконец, запах паленого и, переборов страх, попросило Верховную Раду ввести уголовную ответственность за участие в самовольных захватах земли, Киев категорически отказался вмешиваться, предложив прекратить панику и не делать из мухи слона. Ибо в Уголовном кодексе и так есть статья, согласно которой «самоуправство» карается штрафом. Вот и штрафуйте.
В какой-то степени киевлян можно понять. Гражданский мир – их главное, возможно, даже единственное безусловное достижение за годы независимости, и ради сохранения пусть даже тени относительного спокойствия они готовы пожертвовать многим. Зато оппозиция, ни за что не отвечающая и потому весьма бойкая, о таких пустяках не думает, весело и бездумно раскачивая лодку. Практически с момента распада СССР «национальные демократы» во всех вопросах стоят на стороне татарских аксакалов, единственной силы, способной обеспечить им хоть какую-то поддержку в русскоязычном Крыму. Более того, с некоторых пор меджлис не скрывает, что Виктор Ющенко, лидер мощного оппозиционного блока «Наша Украина», гарантировал - в случае, если станет президентом – реализацию «чаяний коренных жителей полуострова». Иными словами, преобразование территориальную автономии в национальную. Правда, татар в Крыму никак не более 20%, но это мало кого смущает. Как писала недавно турецкая газета «Истикляль», «нет ничего предосудительного» в использовании опыта Латвии, где 40% населения, не имеющие чести принадлежать к «титульной нации», поражены в гражданских правах.
«Мы долго ждали, - говорит Мустафа. – Мы можем подождать еще. Но мы уже готовы». И он прав. За десять лет на полуострове создана и отшлифована до блеска параллельная система «национального самоуправления», фактически государство в государстве. На базе региональных меджлисов создана эффективная управленческая вертикаль – вплоть до негласной системы налогообложения. Действуют «товарищеские суды» и «суды старейшин», позволяющие решать возникающие конфликты, не вынося сора из сакли. Сформирована сеть собственных средств массовой информации на крымско-татарском языке. Под видом «общественных ассоциаций» функционируют профсоюзы работников просвещения, врачей, ветеранские, женские и детские организации. Есть, разумеется, и «военно-спортивные клубы», способные в любой момент превратиться в полноценные силовые структуры.
В общем, «титульные и коренные» даром времени не теряют. Мосты, почта и телеграф, можно сказать, взяты. Осталось только спросить, которые здесь временные. Лучше, конечно, официальным путем. Но можно и с помощью «актов гражданского неповиновения, которые не будут ограничиваться ни по формам, ни по времени с переходом к более решительным действиям в борьбе за свои права, восстановление которых возможно только после обретения национальной государственности». Такие речи, правда, звучат пока лишь на местах, якобы вопреки линии высшего руководства. Но всем известно, что без санкции начальства ни один региональный функционер меджлиса и пикнуть не смеет.
Прозелень
Некоторые процессы, однако, явно выходят из-под контроля. Безработица, помноженная на высокую рождаемость, усугубляя нищету, создает благоприятную почву для распространения среди неприкаянной татарской молодежи радикального ислама. На полуострове уже действуют проповедники-ваххабиты, и хотя людей старой закалки это пугает, бороться с влиянием заезжих арабов становится все труднее. Всего десять лет назад Джемилеву удалось без особого труда изгнать муфтия Аджи Сейтджелиль-эфенди, позволившего себе призвать паству к исламской революции, а сегодня изгнанник, осевший в Саудовской Аравии, понемногу восстанавливает позиции, заочно, как Ленин из Швейцарии, руководя нелегальной Исламской партией, весьма популярной в среде самых обездоленных.
На полуострове осели десятки чеченских полевых командиров, тесно сотрудничающих с региональными меджлисами. Под видом туристов и бизнесменов все чаще появляются эмиссары национал-исламистов из «эмигрантской» Милли Фирка. Наведываются посланцы Хизб ут-Тахрир аль-ислами (Партии исламского освобождения). Активно распространяются воззвания Великого Восточного Исламского Фронта (немалая часть этой организации, в том числе и её фюрер, Салих Мирзабейоглы, бежавший в 2000 году из военной тюрьмы «Метрис», - этнические къырымлы, число которых в Турции превышает пять миллионов). Так что уже никого не удивляет висящая у входа в севастопольскую мечеть (центр города, улица Кулакова) карта, где полуостров окрашен в зеленый цвет. Не секрет и то, что с некоторых пор духовное управление мусульман Крыма не предпринимает серьезных шагов без консультаций с имамом Бекиром Капланом, неофициальным представителем турецкого министерства по делам религии.
Обсуждать эту тему долгое время не рекомендовалось. Лишь в последнее время самые дальновидные (или вконец напуганные) политики автономии решились преступить негласный запрет. В частности, Леонид Грач, экс-спикер крымского парламента, политик, слов на ветер не бросающий, публично сообщил, что на горе Ай-Петри близ Ялты под присмотром инструкторов из Чечни действует база подготовки боевиков. Служба безопасности, правда, тотчас выступила с опровержением, объявив, что речь идет всего лишь о «молодежном лагере» некоей религиозной организации. Однако объект спешно закрыли. Без пояснений. Тем самым весьма впечатлив публику, не забывшую, что такие же «культурно-спортивные лагеря» действовали в Крыму до 2000 года и были разогнаны, когда выяснилось, что финансирует их «просветительская» организация Ар-Раид, филиал всемирной Ассоциации братьев-мусульман.
Безусловно, это лишь наброски пунктиром. Как и митинги, все чаще проходящие под знакомым рефреном «Аллах акбар!» с ритуальными плясками, точь-в-точь такими же, как на улицах Грозного при Дудаеве, в финале. Активничать свыше дозволенного «дикие муллы» не спешат, отдавая себе отчет в том, что на фоне безусловного авторитета «умеренного» поколения вождей их влияние ничтожно и зарываться не следует. Во всяком случае, пока. Однако никто не вечен. Рано или поздно вожаки с диссидентским стажем сойдут со сцены - и как только это случится, полуостров начнет стремительно зеленеть. Не зря же имамы мечетей Ближнего Востока в пятничных проповедях призывают паству молиться за «правоверный Крым».
Готовые грызть
Сюжет развивается чисто по Дарвину. Без сантиментов, зато с арматурой и бейсбольными битами. Когда бьешься за территорию, за самку, за жизнь вида, иначе нельзя. Кто не съест, того сожрут. И аппетиты хищников растут прямо пропорционально испугу травоядных. Уже и респектабельные политики, типа Ильми Умерова, вице-спикера крымского парламента, щупая почву в поисках никак не обнаруживающейся «красной черты», намекают, что «в каком виде должна проявиться наша национальная независимость – в качестве суверенного государства или национальной автономии… пока говорить не стоит». А уж на низах, далеких от высших сфер, черновая работа идет на всех парах. Список условий, обязательных для «восстановления полной справедливости» пополняется новыми пунктами – о «принятии мер, подтверждающих уважение к культурным и моральным традициям татарского народа».
Некоторые из настоятельных пожеланий относительно безобидны. Скажем, Феодосию предлагается переименовать в Кафу, Симферополь в Ак-Мечеть, а Севастополь в Ахтияр. Другие, например, амнистия зачинщиков побоища в поселке Морском (там под старый Новый Год группа аскари потребовала от веселящихся в баре ровесников-славян прекратить потребление спиртного на «священной земле Крыма») выглядят серьезнее. А некоторые - вроде признания за татарами прав на имущество и дома, некогда принадлежавшие их семьям – и вовсе casus belli.
Это, конечно, еще не атака. Это всего лишь зачин. Слитный, в тысячи глоток рев перед началом битвы, призванный сломить волю врага. Утро псового лая, как сказали бы давние предки нынешних къырымлы. Но «если псы завыли, им надлежит кусать». Так завещал Чингис. И пусть редакторы крымских газет сотрут пальцы, во исполнение негласного указания свыше вычеркивая из статей слово «Косово», ответ на вопрос «грянет или нет?», увы, очевиден.
Опубликовано в газете "Вести"
< < К
списку статей
< < Обсуждение > >
К следующей статье > >
|