Лев Вершинин

Место для инвалида

«Подайте бывшему депутату Государственной Думы…»
Илья Ильф, Евгений Петров

В принципе, я не собирался писать о пресловутой статье Константина Капитонова в российской газете «Труд», изобразившей Израиль этаким островком расизма и шовинизма в разливанном море окружающих демократий. На эту тему уже высказались все – от коллег-журналистов до ШАБАКа и администрации премьер-министра. Однако прошла неделя, другая, и когда послевкусие отстоялось, сделалось ясно, что дело вовсе не глупой статейке. А в целом ряде событий, так или иначе с её появлением соотносящихся. Ибо бесспорная синхронность ряда событий последнего времени если и была случайностью, то разве что для тех, кто не может или не хочет усматривать закономерности. А потому, думаю, стоит все же вернуться к теме.

Профессия: репортер

Вопреки генеральной линии, ловлю себя на мысли, что топтать и пинать «неблагодарного» журналиста мне неинтересно. Как и выяснять, в каких отношениях он пребывает с российской разведкой и пребывает ли вообще. Допустим даже, что все так и есть, и Константин Капитонов – кадровый разведчик, работавший под журналистским прикрытием. Что дальше? Во-первых, уже только ленивый не припомнил, что в годы «зрелого застоя» любая «выездная» профессия так или иначе сопрягалась с обязательством подрабатывать «в интересах Родины». А во-вторых, любое хоть сколько-то уважающее себя государство такими штучками просто не может не заниматься. Такова жизнь, и факт разведывательной деятельности в пользу родных берез или кактусов сам по себе есть хотя и криминал, подразумевающий наличие - для ловли чужих и защиты своих «юстасов», Капитоновых, Гийомов или Поллардов, «сгоревших» в Израиле, Штатах или Новой Зеландии, - соответствующих органов, но никак не крамола. А интересно мне, с вашего позволения, совсем другое. Не могу понять, с какой стати опытный, талантливый журналист, причем вовсе не юдофоб и не враг Израиля (что подтвердят все, знавшие его лично; да и в книгах его страна наша и политики описаны с искренней симпатией) написал плохую статью. Даже не просто плохую, а скверную по стилю и вопиюще недостоверную по содержанию.
Нет, есть, конечно, такой апробированный жизнью журналистский прием: взять отдельные факты, тщательно их перемешать и выдать сию солянку в качестве обобщения. Но в случае с Капитоновым такое объяснение не работает. Потому что изначальные «фактики» должны иметь место. А тут и этого нет. В самом деле: не может профессиональный арабист не знать, что евреев и неевреев хоронят врозь только потому, что еврейские кладбища одновременно и религиозные (на мусульманском погосте тоже ведь иноверца не упокоят). Не может журналист такого уровня всерьез именовать «дискриминацией» тот факт, что новых репатриантов прямо с трапа не берут на службу в военную и политическую разведки, а для православного закрыта карьера моэля или раввина. И дикая цифра - 500 тысяч, предполагающая, что каждый второй репатриант из СССР – «этнический русский», и загадочный, невесть откуда явившийся миру депутат Михаил Кляйн… нет, положительно, все это не может быть просто так. А в самой середке текста вообще мигает – только присмотрись! – маячок. Для читателей понятливых, еще не вполне забывших высокое искусство чтения между строк: «Кроме русского языка, в этих школах больше ничего русского нет. (Стало быть, ни «русской физики», ни «русской химии»… - Л. В.) Русских детей эти школы превращают в безродных космополитов». Вставляя в текст это великое, редко упоминаемое всуе словосочетание, автор как будто криком кричит: ну же, вспомните все грани и оттенки смысла дивного термина и поймите: не со зла писано, но волею обстоятельств!
И мне лично приходит на ум давний - из самого начала 1980-х – казус. В дни, когда еще молодой и полный сил Арик Шарон, загнав арафатовских крыс в бейрутские подвалы, аккуратно чистил нору за норой, в одном из номеров «Правды» на телетайпной ленте ТАСС неведомо как угнездились рядышком два сообщения: «Минувшей ночью американские корабли совершили неспровоцированный обстрел ливанского побережья…» и «Вчера вечером ливанские патриоты обстреляли суда агрессора, курсирующие вдоль побережья…». Кто он был, тот безымянный герой-правдист, таким единственно возможным способом предложивший вдумчивым читателям поразмышлять, что же все-таки было раньше: минувшая ночь или вчерашний вечер? Не знаю и не узнаю никогда. Но было приятно.
А нынче, по прочтении злополучной статьи, подумалось мне: не капитоновской рукой написан сей корявый бред; Капитонов, скорее всего, просто подписал (неважно, по каким соображениям) подлежащий обязательной публикации «исходник», обильно разбавив его маячками и вешками. Похоже, предчувствия меня не обманули.

Он был за Россию ответчик

Есть, оказывается, в Израиле г-н Г. От упоминания полной фамилии воздержусь, ибо, во-первых, забыл, а во-вторых, даже если и вспомню, рекламировать вряд ли захочу. Крепкий, цветущий мужик. Прибыл сюда шесть лет назад в качестве туриста. Осмотревшись, попросил (по его словам) разрешения съездить на родину и вернуться, а получил… гражданство. В течение двух месяцев – как муж своей жены. Не работает. Получает пенсию по инвалидности. Супруга – врач, работает по специальности. Дочери – студентки, одна учится в Хайфе, другая в Москве. В общем, как сказал бы Владимир Владимирович (не тот, что вы подумали, а «лучший, талантливейший»), товарищ вконец истоптан и распят сионизмом. В силу чего и принялся страдать за русских. Но не всяких, а настоящих, без кавычек, злобно угнетаемых. И не то чтобы, как всякий уважающий себя за Россию ответчик, бродить с гармошкой по «тахане мерказит», сшибая с жалостливых еврейских старушек скромный приварок к законной пенсии. Нет, он страдает по-взрослому, ничуть не сомневаясь, что все угнетенные сионистами «этнические» братья и сестры настоятельно нуждаются в его – именно его! - окормлении. Из-за чего, кстати, в свое время и рассорился с вождями нашумевшего и сгинувшего Славянского союза. Уличив соратников в недостаточной чистокровности, г-н Г., как истинный интернационалист, заявил, что ни дети, ни внуки евреев, репатриировавшиеся в соответствии с Законом о возвращении, на высокое звание «этнического русского» претендовать не вправе. И ушел в раскол, на вольные хлеба. Видимо, здраво рассудив, что хлеба если и будут, то не слишком обильные, а потому и делиться добычей незачем.
Вот с одного из его-то программных опусов и списан почти дословно текст, подписанный Капитоновым. Слово в слово. От «увольнений за нательный крестик» и вплоть до того самого «Михаила Кляйна», бережно ретранслированного корреспондентом «Труда»! Правда, в отличие от московского гостя, г-н Г. в своих опусах предельно серьезен: о «безродных космополитах» благоразумно умалчивает и говорит не о полумиллионе, а о 50-70 тысячах объектов угнетения, нуждающихся, по его мнению, в статусе «национального меньшинства». Что интересно, ответы г-на Г. на прямые вопросы (интервью у сей диковинки изредка берут) выглядят, мягко говоря, странно. Например, сетуя на низкую по сравнению с коллегами-евреями зарплату супруги, тут же нехотя признает: она тоже еврейка, причем по матери, в ответ же на вопрос: «А соседи по дому вас оскорбляют?» звучит «Я много думал над этим. Когда раввин Овадья…» - после чего лично я остаюсь в полном недоумении (неужели надо много думать, чтобы понять, оскорбляют тебя или нет?), переходящем в священный трепет (надо же, раввин Овадья переселился в Нетанию!).
Цель г-на Г. благородна донельзя: раз «в еврейском государстве выживают и сохраняют свою национальность только сильные национальные общины (арабская, армянская, друзская, бедуинская)», значит, надо добиваться для «этнических русских» (тех самых 50-70 тысяч душ) статуса национального меньшинства. Правда, тутошние «этнические русские» не компактная община. Разбросанные по множеству смешанных семей, они живут, и живут не так плохо, отнюдь не спеша, задрав штаны, бежать под опеку бойкого самозванца. Так что г-н Г., в принципе, готов удовлетвориться реализацией другой «большой мечты». Созданием «Русской деревни» в центре Израиля (надо думать, в Нетании), «в традиционно русском стиле (не иначе, бескрайние снега завезет с Голан. – Л. В.), с русскими ресторанами и маленькой гостиницей…». Поминаются еще, правда, «школа, где будут преподаваться русская история и Новый Завет» (бесплатно ли?) и «русская православная церковь, которой так не хватает в центре страны» (ой ли?), но суть заявки очевидна: обеспечьте г-ну Г. место под солнцем, дайте денег на ресторан и гостиницу, и он уймется. А не обеспечите - не обессудьте…

Влиться в струю

Первое время «Русская община в государстве Израиль», созданная г-ном Г. после разрыва с «этническими, но не чистокровными», занималась делами вполне нормальными и понятными: хлопотала о регистрации, декларируя стремление врасти в израильское общество. Правда, кто уполномочил инвалида из Нетании представлять себя начальником Чукотки, непонятно, но, в сущности, и не так принципиально. Однако осенью прошлого года все встало с ног на голову: г-н Г. съездил в Москву, где якобы «вел переговоры с представителями правительств Москвы и Российской Федерации». Вернее, сам он так говорит, подтверждений нет; можно предположить, что как частное лицо сумел прорваться к кому-то из клерков относительно высокого уровня. Не более того. Ибо стоило Русской общине намекнуть, что приглашающей стороной выступал Департамент международных связей московского правительства, это серьезное учреждение немедленно разъяснило, что никого не приглашало и вообще никакого г-на Г. не знает.
Как бы то ни было, с тех пор курс Русской общины изменился кардинально. Попытки как-то интегрироваться в израильское общество сошли на нет. Зато тон материалов на официальном сайте зазвенел металлом. Правда, тема «этнических русских» плавно ушла на второй план, зато буйно расцвела осанна священной борьбе Кремля с олигархами определенной национальности, в очередной раз продавшими Россию. «На деньги, вырученные с продажи российской нефти и алмазов, - ужасается анонимный автор статьи «Филантропы», - растут, ширятся и укрепляются российские еврейские общины, строятся еврейские школы, детские сады, дома евреев-инвалидов, общинные дома, ешивы, культурные центры и синагоги». И далее, как следует расписав страсти, патетически восклицает: «Так кому на самом деле принадлежит российская нефть? Жаль, что Россия до сих пор не объявила Землю и её Недра собственностью государства Российского и его титульных наций. Завтра, вычерпанные недра, загаженную землю и непоправимо испорченную экологию нам вернут даром. Им не жалко - это не их земля, это - не их страна».
Поневоле возникают вопросы. Во-первых, учитывая, что сайт принадлежит хоть и Русской общине, а все-таки «в Израиле», хочется понять: кто здесь «мы», а кто «они»? А во-вторых, не взял ли г-н Г., будучи в Москве, подряд на информационную поддержку разгрома нынешним режимом непослушных бизнесменов типа Ходорковского? Если да, следует отдать должное кремлевским политтехнологам: одобрение их действий из Израиля, пусть даже оно исходит от практически несуществующей люмпен-организации – неплохое подспорье в деле отмазки от обвинений в «раскулачивании» по национальному признаку. Правда, после этих публикаций многие сторонники г-на Г. выразили явное недовольство, а один из его единомышленников, Дмитрий Верхотуров, даже выступил с открытым письмом в сетевом журнале «Лебедь», заявив, что «в результате антисемитских выходок и нападок на Государство Израиль положение русских граждан Израиля лишь ухудшится. Ставить судьбы четверти миллионов русских в зависимость от амбиций одного человека - неприемлемо ни в какой степени». Но это г-на Г. ничуть не смутило, напротив, материалы Русской общины Израиля начали возникать на сайтах неонацистской НДПР, патологически юдофобском «Алекс Киттер - инфо» и различных православно-антисемитских ресурсах. В том числе на «Палестина-инфо», «Ислам-инфо» и так далее – вплоть до сайта ХАМАСа, где наш герой (опять от имени «этнических русских») констатирует, что «не само еврейство, а именно расистская идеология сионизма и шовинистическая идеология иудаизма опасны для всего человечества и для самого еврейского народа».
И как только г-н Г. определил наконец свою позицию, тотчас же нашлись силы, готовые лоббировать легализацию Русской общины. 3 февраля 2004 года МВД официально регистрирует Русский информационно-культурный центр в государстве Израиль. Как не без доли кокетства признается сам г-н Г., «с помощью журналистки Лили Галили из газеты «Гаарец» и арабов-депутатов», имена которых он не вправе называть.

Ласковое теля

Впрочем, думаю, нет особой разницы, кто именно из арабских друзей бескорыстно помогает угнетенным собратьям - тот ли, за спиной которого маячит тень старца из «Мукаты», или тот, чьи депутатские речи визируются в Дамаске и Тегеране, или еще кто из этого почтенного пула. Все они стоят друг дружки. И все, как заверяет депутат Тиби. готовы дружить с «русскими» против общего обидчика – режима сионистов. Тем паче, что накладные «дружеские» расходы оплачивают не из собственного кармана.
Беда г-на Г. & К* в том, что политический вес их конструкции ничтожен; десяток лузеров, готовых отдать за неё голоса, в электоральном смысле даже не выкидыш, а скорее внематочная беременность. Понимая это, умный инвалид и твердит, что в политику не лезет. Одновременно прямым текстом сообщая, что теперь, имея официальную регистрацию, может легко жаловаться на «израильский расизм» в ООН и другие международные структуры. Причем уже от имени не просто группы калек, а какой-никакой организации. Еще и представляющей этническое меньшинство, что нынче весьма модно и наверняка придется по душе как спонсорам, имена которых г-н Г. не вправе рассекретить, так и зарубежным доброхотам, отзывчивым на заявления вроде «любой закоренелый юдофил после года жизни в Израиле превращается в убеждённого юдофоба». А в случае непредвиденных осложнений «видный правозащитник» имеет шанс даже и получить «крышу» в одной из «приличных» стран. Реализовав тем самым заветное чаяние, озвученное некогда одним из его былых соратников по Славянскому Союзу: «Если вы тут не можете создать мне достойную жизнь, помогите переехать куда-нибудь, где это возможно».
На фоне столь радужных перспектив вероятные дивиденды от России, говоря по чести, в наилучшем случае обидно незначительны. Но, с другой стороны, полностью переключиться на более серьезных партнеров г-н Г., будучи профессиональным русским, не может. И потому жмет на слабые места, выжимая из московских клерков ностальгическую слезу хорошо скомпонованными заявлениями о «великой державе, которая никому ничего не должна». Расчет безошибочный. Большой северной стране, по большому счету, не до «пропащих своих сыновей»; о сотнях тысяч голых и босых русских изгнанников из Грозного, как и о русских рабах бесноватого Туркменбаши уже не принято вспоминать. Дабы не портили фактом своего существования грезы о «приходе мира на землю Чечни» и не мешали прокручивать дивиденды от перепродажи почти дармового каракумского газа. Но престиж державы – дело иное. Опекать братьев меньших, будь то судетские немцы или цхинвальские осетины, куда приятнее, да и проще, чем обустраивать собственный дом. И страдать по поводу негров, которых в Америке вешают, тоже намного уютнее. Дескать, мы не одни такие. Хотя по нынешним временам негра (кавказца, узбека, таджика) куда проще повесить как раз в России, поскольку любое деяние в данном направлении будет воспринято как неотъемлемая часть борьбы за права русского народа. Правда, неясно, как скажется сие духоподъемное деяние на пресловутом удвоении ВВП и подъеме национального престижа, но это уже второй вопрос. Думсуие же сидельцы так далеко не смотрят. И ежели найти к ним правильный подход, рвануть на груди рубаху и пустить горючую слезу, найдут средства хоть на поддержку «акций протеста» в Латвии (притом, что тамошние «этнические», взывая к «матери-России», готовы перебираться туда разве что под страхом виселицы), хоть на «спасение от расистов» славян, осевших в Израиле. А если даже и не звякнут копеечкой, то, по крайней мере, порекомендуют корреспонденту крупной газеты, типа того же «Труда», засветить героя перед многомиллионной, вполне созревшей для очередного тура «Если в кране нет воды…» аудиторией. Тоже хорошо. Курочка, знаете ли, по зернышку клюет.

От имени и по поручению

Не стану утверждать, что Израиль – рай Божий на земле. Сложностей, проблем и неурядиц здесь куда больше, чем хотелось бы, и лечить многочисленные язвы – дело настолько нелегкое, что мало кто может поручиться за успешный исход болезней. Однако есть, на мой взгляд, одно обстоятельство, с верхом перекрывающее все минусы. Трудная, жестокая к слабым, зараженная неистребимым духом галута, эта страна, как ни крути, единственное место на весь мир, где в ответ на «жидовскую морду» следует - по крайней мере, в идеале - удар прикладом в челюсть оборзевшему хаму. Второго такого шанса народу изгоев уже не дождаться. По крайней мере, в ближайшую тысячу лет. А потому, вполне понимая г-на Г., отнюдь не антисемита, просто неглупого мужичка, ищущего теплое местечко в тесных рядах «идейных борцов с сионизмом», где собралось такое приятное общество и где уровень оплаты умственного труда куда выше, чем у «Битуах леуми», я, как гражданин Израиля, не считаю возможным терпеть его выходки.
Попав сюда случайно, без охоты, он не любит эту непростую страну. Чего и не скрывает. «Израиль, - говорит, - мой дом. А Родина – Россия». Ну что ж, по крайней мере, честно. Право на любовь и нелюбовь не вправе оспаривать никто. Вот только если кто-то из жильцов какого-нибудь, пусть и давно не знавшего ремонта, дома начнет делать подкопы, поджигать хлам в подвале и запускать по этажам ядовитых змей, в надежде получить новое, благоустроенное жилье от третьих лиц, заинтересованных в сносе строения, ему не стоит рассчитывать на гуманизм соседей и домового комитета. И если г-на Капитонов, будь он даже трижды разведчиком, как по мне, так высылают зря (чем, в самом деле, может быть опасен разоблаченный шпион?), то в отношении г-на Г. компетентным органам стоило бы вспомнить, что есть в их арсенале такое средство, как лишение гражданства и высылка. И подтвердить делом, что применяется оно не только в отношении бизнесменов, не вписывающихся в давно сложившийся пасьянс, но и к шантажистам, в корыстных целях ставящим под угрозу безопасность государства Израиль. А как следствие, жизнь и покой его лояльных граждан. Всех. Независимо от национальности.

Опубликовано в газете "Вести"



< < К списку статей       < < Обсуждение здесь и здесь > >       К следующей статье > >


Jewish TOP 20
  
Hosted by uCoz